За границу на служебном автомобиле

Главная
 
 

Рассматриваемые случаи поездки на служебном автомобиле за границу не так уж редки, и вопросы по этому поводу возникают довольно часто. Имея некоторый опыт таких поездок (а точнее, 3-4 раза в год в течение последних нескольких лет), рискну собрать воедино всю информацию, которая поможет снять большинство вопросов.

Ниже буду рассматривать только документы, непосредственно необходимые для выезда. Речь о таких документах, как, например, визы, будет вестись только в той мере, в какой их касается специфика выезда именно на служебном автомобиле.
И еще, особенности выезда на автомобилях лизинговых или арендованных тоже не описываю – сам не ездил, а врать не буду... )) Если кто-то окажется более компетентным в этих и других аспектах и сможет дополнить подробностями или расширить тему, буду только рад.

Прежде всего, нужно определиться, куда именно Вы намереваетесь ехать: просто за рубеж (как самый распространенный случай - в страны Европы) или в непростую страну Украину... )) здесь технология сильно отличается. Оставлю за кадром такие экзотические страны, как, например, Молдова. Если кто-то сможет расширить и дополнить этот отчет по конкретным странам – было бы здорово.

Для начала, возьмем более простой случай:

Поездка в Европу.

Насколько мне известно, правила здесь не сильно меняются от страны к стране – едете ли Вы через Белоруссию в Польшу или выезжаете в Финляндию.

Для поездки необходимы:

1. Национальное водительское удостоверение – НВУ. Только не спрашивайте про МВУ (международное водительское удостоверение) и необходимость его получения – копий в обсуждении данного вопроса было поломано немало, и оба противоположных мнения имеют право на жизнь... ))

2. Свидетельство о Регистрации автомобиля (СоР). В графе «Собственник (владелец)», в нашем случае, будет указано какое-нибудь ООО «Ромашки», с указанием юридического адреса.

3. Доверенность установленного образца. В принципе, ничем не отличается от обычной доверенности, образцов которой в инете можно найти множество, например, такой:

Единственное дополнительно требование – в доверенности должны быть фраза о том, что Вам доверяется управление «...с возможностью выезда за пределы Российской Федерации...». Можно написать и по-другому: «... с возможностью временного вывоза транспортного средства за пределы Российской Федерации...», эта фраза представляется более верной с юридической точки зрения, но это дебри, в которые не стоит закапываться, тем более, что первой фразы всегда хватает...

Доверенность как юридически значимое действие подробно описана в статьях 185-189 Гражданского кодекса РФ. В данном случае, нас интересует содержание пункта 5 статьи 185:

5. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Из этого следует, что подписи Руководителя организации и печати будет достаточно, подписи главбуха или кого-либо еще не требуется. Кроме того, вместо Руководителя, доверенность может быть подписана специально уполномоченным лицом (например, в нашей конторе доверенности подписывает руководитель служебного автопарка, уполномоченный на подпись доверенностей на основании Устава).

Нотариальное заверение доверенности не требуется (и хорошо, ибо я слабо представляю, как кто-то потащит к нотариусу, например, Председателя правления какого-нибудь холдинга с годовым оборотом под 2 миллиарда USD... )) Если же Вы сами являетесь руководителем ООО «Ромашки», то, насколько мне известно, ничто не мешает компании в Вашем лице и за Вашей подписью доверить управление автомобилем Вам же, но уже как физическому лицу.

Строго говоря, доверенность необходима только для передвижения по РФ, а также для предоставления (при необходимости, т.е., если спросят) российским таможенникам на погранпереходе, в качестве доказательства правомерности осуществляемого Вами временного вывоза транспортного средства. Еще, пожалуй, доверенность может пригодиться для белорусской ДАИ, но останавливать и проверять ее они просто так не будут, скорее всего, только если вдруг что-то нарушите. Дорожную полицию стран к западу от Белоруссии Ваша доверенность вообще не заинтересует. Таким образом, нет никакой необходимости переводить доверенность на иностранный язык.

4. Страховка («Гринкарта» - ГК). Способы приобретения различны (от российской страховой компании (СК) до вагончика на границе) и неоднократно описаны. ГК страхует ответственность любого человека, который находится за рулем автомобиля на законных основаниях, поэтому Вы, обладая доверенностью от организации, можете посадить за руль любого трезвого водителя с правами. То есть, в принципе не важно, на кого именно оформлена ГК. Но мне ближе такая точка зрения: лицом, ответственным за автомобиль, будет являться водитель, имеющий право управления от владельца, то есть, страхователем будет являться он же, и полис должен оформляться на имя водителя.

Таким образом, в полисе указывается номерной знак автомобиля (графа 5), его марка (графа 7), в графе 9 - имя и фамилия водителя, латинскими буквами, как в НВУ (или МВУ). Там же и такими же латинскими буквами пишется адрес (я пишу свой обычный московский адрес). Опять же, если предполагается, что водителей будет больше одного – я вписываю всех, хотя многие утверждают, что этого делать не нужно.

Кстати, в различных документах, которые Вы будете оформлять дополнительно (например, «экология», то есть, плата за пользование инфраструктурой на погранпереходе в Бресте), стоит вносить именно Ваше имя – так можно избежать ненужной путаницы между собственником и доверенным лицом. То же самое относится и к выписываемым дорожной полицией штрафам – зачем допускать риск того, что квитанция на оплату будет направлена в компанию...?

Для меня лично остается вопрос расширения по КАСКО – я этого не делал, но говорят, полезно... По факту – решать Вам. Практика говорит, что некоторые страховые компании делают такое расширение, причем, за вменяемые деньги.

5. Виза. Напрямую на возможность выезда на служебном авто не влияет, но некоторые особенности есть. При подаче заявления на выдачу визы, в графе «Транспортное средство» (вроде, номер графы в анкете – 33, сейчас, может, что поменялось) пишете AUTO и прикладываете ксерокопию СоР, НВУ (МВУ) водителя (водителей). Будет полезным приложить описание маршрута - можно просто распечатать карту на А4 и маркером обозначить маршрут. Возможна проблема с ГК – ее могут потребовать в консульстве при подаче заявления, но многие СК выдают ее не ранее, чем за месяц до начала срока действия – правда, по последним сведениям, и этот барьер можно обойти - вроде, некоторые СК могут выдать ГК сильно заранее.
Командировочное удостоверение и путевой лист оформлять не нужно (тем более, не нужно отдавать их для получения визы) - в отличие от случая

Поездки на Украину.

Для поездки необходимы:

1. Национальное водительское удостоверение – НВУ. Некоторые продвинутые водители пугают украинских дайцов МВУ, и у них это получается... )) В-основном, МВУ используется как козырь в переговорах – «отберете НВУ – дальше поеду по МВУ...!»

2. Свидетельство о Регистрации автомобиля (СоР). Здесь – без изменений. И сразу скажу, что (Паспорт Транспортного Средства – ПТС) для временного выезда на Украину не нужен ни в случае служебного, ни в случае какого либо другого автомобиля.

3. Доверенность установленного образца. Форма обычная, стандартная, фраза «...с возможностью выезда за пределы Российской Федерации...» также необходима. Перевод доверенности на украинский язык не нужен. Но дальше начинаются сложности: законодательство Украины требует исключительно нотариальной формы заверения для всех доверенностей, в т.ч., от собственника - юридического лица. Если Вы сможете получить в своей организации именно такую доверенность – хорошо. Но в большинстве случаев (по причинам, описанным выше), такую доверенность от организации получить крайне затруднительно. В таком случае, Вас могут выручить

3. Путевой лист (ПЛ) и командировочное удостоверение (КУ).

Я езжу на Украину именно с путевым листом и командировочным удостоверением: их проще сделать... Насколько знаю, их типовая форма регламентируется или рекомендуется какими-то НПА, хотя, некоторые используют произвольную форму этих документов.. Я использовал такие, как показано ниже, и они проходили «на ура», хотя, не исключаю, что на данный момент эти формы устарели (при желании – все легко ищется в сети):

КУ:


 

ПЛ, лицевая часть:

ПЛ, оборотная часть:

Естественно, документы нужно заполнить соответствующим образом и в соответствующих местах: подписи, печати, дата/время, километраж, и т.д. – для того, чтобы дать меньше повода поймать Вас на каком-либо несоответствии. Хорошо, если у Вас если есть легальная возможность поставить подписи и печати в Вашей организации... Я договаривался с управляющим парком, изощрялся, придумывая в ПЛ фамилии диспетчера и механика и расписываясь за них, а в качестве пункта назначения указывал название и адрес отделения компании где-нибудь в Киеве или Днепропетровске (адрес в Крыму указывать категорически не советую, особенно летом в сезон – во избежание проблем по возвращении... ))

На границе, при въезде, в путевой лист поставят прямоугольный штампик о временном ввозе ТС, а дайцы на Украине будут строго бдить на предмет его наличия. Кроме того, обязательно наличие этого штампика проверяется при обратном пересечении границы. Наличие печати и подписи принимающей стороны в КУ у меня лично не проверяли, но если есть возможность – сделайте это, на всякий случай.

То, что цифрой 3 пронумерованы два пункта выше, ошибки нет: если у Вас имеются ПЛ и КУ, доверенность уже ни дайцов, ни таможенников с пограничниками не интересует.

4. Страховка (ГК). Практика показывает, что оптимальным при поездке на Украину является покупка полиса с упрощенным покрытием: Украина, Белоруссия, Молдова. Стоит она ощутимо дешевле страховки с европейским покрытием. Оформляется аналогично описанному выше. Известны случаи, когда украинские дайцы требовали, чтобы полис был оформлен непосредственно на того человека, который находится за рулем. Насколько знаю, это требование не предусмотрено международными правилами страхования по системе ГК, то есть, незаконно.

По сообщениям коллег, для автомобиля с российской регистрацией имеется возможность приобретения полиса украинской страховой компании (на территории Украины).

Напоследок, еще пара мыслей:

Если на автомобиле имеются наклейки, реклама фирмы, и т.п. При выезде на таких служебных автомобилях никакой специфики не отмечено. Если предусмотрено законом, для российских гайцов в СоР может быть сделана отметка о наличии на автомобиле рекламы. Я часто езжу на автомобиле с большим логотипом одной очень известной международной корпорации. Скажу честно, лично ощущал, что во многих ситуациях наличие подобных надписей облегчает жизнь. Для контролирующих организаций (имею в виду, прежде всего, дорожную полицию и пограничников с таможенниками) такой автомобиль является служебным явно, а это, полагаю, предопределяет соответствующее отношение к пассажирам и грузу - мол, не развлекаться ребята ездили, а в командировку, работать. Хотя конечно, это предположение является в большой степени неоднозначным и теоретическим.

Еще такой момент: некоторые, пользуясь возможностью бесконтрольно использовать служебный автомобиль, отправляются за рубеж «по-тихому», то есть, не ставя в известность начальство. Конечно, Вам решать, но «нет ничего тайного, что не стало бы явным»: в дороге может случиться все, что угодно, поэтому заранее проинформировать о предстоящей поездке за границу, думаю, стоит - если не Генерального директора, то хотя бы управляющего парком (официально или нет – зависит от взаимоотношений)) Иначе, если за границей с Вами или автомобилем возникнет какой-либо инцидент (тьфу*3), у начальства может возникнуть резонный вопрос: а что, собственно, автомобиль там делал..?

Андрей ака Moreman

Обсудить в форуме

 


Австрия
Беларусь
Бельгия
Германия
Испания
Италия
Польша
Португалия
Франция

 

При любом использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Сергей и Марина Харины  
© 2007-2016

Яндекс цитирования Rambler's Top100